Сфинксы санкт-петербурга — сколько и где?

Мистика Сфинксов на Университетской набережной

Так что же? Получается что все мистические легенды связанные со сфинксами — фикция и нет никаких сакральных явлений в этом загадочном месте исторического центра Санкт-Петербурга? Нет, мистики здесь много, да ещё и очень сильной. Говоря о Башне Грифонов я рассказал о сакральных силах присущих этому таинственному месту, пруфлинк — . Что же кратко повторюсь и здесь. Васильевский остров как ни какое другое место города связано с древней магией языческих волхвов селившихся с незапамятных времён. В его лесах располагались таинственные капища и знаменитые северные лабиринты. Зачем в древности строились эти мегалитические сооружения сказать трудно. Считалось, что они хранили память рода его создавшего. Рождался в роду новый человек и в спираль лабиринта вкладывался новый камушек. Лабиринты разрастались, впитывая энергию создающих его людей. Языческие капища в его густых лесах были свидетелями кровавого колдовства финно-угорских шаманов которое называлось магия крови, а ритуалы они проводили когда наступало время теней. Земля острова постепенно впитывала и энергетику лабиринтов и насыщалась магией капищ и таинственных ритуалов. Позже эти земли входят в состав Новгородской республики. Русь, к тому времени, была христианской, и сюда бегут славянские волхвы, хранители тайного знания ищущие укрытия от церкви. Земля Васильевского острова начинает пропитываться и их колдовской силой древнего бытия. Языческие лабиринты разрушаются новгородцами, один, вроде, сохранился до тех пор пока Пётр Великий не передал остров Александру Меншикову. Тогда, во время прокладки дороги, были разрушены останки последнего мегалитического лабиринта. Но эта земля, насыщенная флюидами древнего бытия, начинает жить самостоятельной жизнью. Считается, что аномальная зона Васильевского острова способна изменять судьбы людей находящихся на ней. Как это происходит не знает никто но край этот издавна пользуется славой места силы. Позже, уже после основания города, именно сюда, на Васильевский остров, устремляются самые неординарные, а порой и самые загадочные люди: маги, эзотерики, колдуны, оккультисты, жрецы таинственных культов, прорицатели и мистики. Такова краткая история эзотерической сущности Васильевского острова. Кстати оккультисты издавна считают, что на Стрелке Васильевского острова, прямо около Биржи находятся врата ада, а вот у сфинксов на Университетской набережной — вход в мир мёртвых. Почему так — расскажу в другой раз. В 1834 году на Университетской набережной появляются две статуи сфинксов наделяя землю Васильевского острова ещё больше могуществом. Созданные в цивилизацией, насквозь пропитанной религиозной магией, они больше 3000 лет впитывали энергию мира мёртвых, защищая его от мира живых… Попав на невскую землю они нашли свой вечный дом на Васильевском острове и многократно увеличили таинственные силы защищающие город. Это место очень многолюдно, а таинственный портал, созданный Сфинксами на пристани, впитывает энергию людей и надёжно защищает город от негативного воздействия иномирья, накрывая город своей защитной магией. Считается что Сфинксы могут исполнять загаданные желания. Не совсем это так. Сфинксы, просто, могут изменять ход судьбы так чтобы желаемое приблизилось. Особого ритуала здесь нет. Просто придите в это место и постойте рядом с божественными кошками, величественными львами с человеческими лицами. Подумайте о чём-то своём, и ваша жизнь обязательно изменится так как вы хотите. Дотроньтесь до Сфинксов, почувствуйте их бешенную энергетику, впитайте её. Главное верить в то, что всё задуманное сбудется. Вера помноженная на силу этого места — творит чудеса.

Фотографии Сфинксов на Университетской набережной

Фотографии Сфинксов на Университетской набережной. Несколько снимков сделанные в разные времена. Фото делал, в основном ранней весной и летом. Западный Сфинкс на Университетской набережной. Гранитный страж Столицы Севера. Пристань у Сфинксов Университетской набережной. Гранитные ступени ведущие к воде. Вид на Неву от Сфинксов и на дома Английской набережной на противоположном берегу. Надпись на постаменте Сфинкса. Фрагмент иероглифической надписи на плите Западного Сфинкса у Невы. Погрудная скульптура грифонов у гранитной скамьи в полуциркульной нише под Сфинксами. Девочки загадывают желания у грифонов у Сфинксов Невы Лапы грифона у Восточного Сфинкса. Бронзовый светильник у Сфинксов. Цилиндрическая жирандоль стилизованная под античный жертвенник. Благородная патина на бронзе жирандоли на фоне петербургского неба. Фас Западного Сфинкса с чётко видимыми повреждениями на лице статуи. Колоритный персонаж у сфинксов. Иногда вижу его в Историческом Центре Питера. Фоткается за мзду с туристами. Надпись иероглифами у лап Восточного Сфинкса в Санкт-Петербурге. Китайские туристы на пристани у Невских Сфинксов Основание светильника на львиных лапах. Эта жирандоль у Западного Сфинкса. Нижняя часть светильника у Сфинксов с цветочным орнаментом на чаше бутона. Барельеф с греческими жрицами на светильнике у сфинксов. Жертвенная чаша светильника на Университетской набережной. Надпись на постаменте Западного Сфинкса высеченная в 19-м веке. Западный Сфинкс в профиль — гранитный защитник Колдовского Петербурга. Восточный Сфинкс в профиль — чётко виден хвост льва обвитый вокруг туловища и иероглифическая надпись с титулатурой фараона. Голова Восточного Сфинкса с пасхемти (высокая корона) Юлька загадывает желание у Грифонов, счастье себе колдует. А её счастье в соседней комнате сидит и постит фотки на Фейсбук… Голова Невского Грифона крупным планом. Это фигура у Западного Сфинкса. Ступни причала ведущие к Неве от пристани у Академии художеств.

***

Такова история Сфинксов на Университетской набережной и мифов созданных вокруг них и реальной истории места силы Васильевского острова.

Приятной вам прогулки по неформальному Петербургу. Ваш Ulrich von Beck

Метки: Николай I, эпоха Романовых, Древний Египет, легенда, мифология, миф, мистика, поверье, примета, Петербург, город, достопримечательность, фараон, История Петербурга, архитектура, сфинкс, Васильевский остров, Нева река, Мистический Петербург, Кунсткамера, набережная, адрес, СПб, Университетская набережная, Фивы

Что написано на Сфинксах?

Надпись вытесанная на постаментах: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году». Но то по-русски, а вот по-египетски… Надписи на сфинксах, кроме тех, которые расположены со стороны Невы, перевёл в 1912 году В.В. Струве. Позже их изучали сначала известный советский египтолог Ю.Я. Перепёлкин, египтолог Е.В. Черезов, а затем российский египтолог В.В. Солкин. Надписи на граните представляют полную титулатуру из пяти имён и эпитетов фараона Аменхотепа III.

Восточный Сфинкс

Надпись со стороны набережной: «Да живёт Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор Золотой, бык царей, повергающий Девять луков, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, подобие Ра перед Обеими землями, Хор благой, владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, могущество, здоровье; ».Надпись со стороны Невы: «Да живёт Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, царь, великий творениями, владыка чудесного, никогда не делалось подобного предками, открытого лишь отцу его, Амону, Владыке престолов Обеих земель, поместивший в сердце знание, подобно Тоту, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Неб ».Надпись на груди и меж лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».Надпись перед лапами сфинкса: «Да живёт Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».

Западный Сфинкс

Надпись со стороны набережной: «Да живёт Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, великий ужасом в стране всякой чужеземной, Хор золотой, поправший нубийцев, захвативший землю их, царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, воздающий жертвы творениями, поднимающимися до небес, подобно четырём небесным опорам, владыка Обеих земель, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, именем мощный, которому дана жизнь в вечности, подобно Ра».Надпись со стороны Невы: «Да живёт Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, низвергнувший азиатов, поправший ливийцев, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Небмаатра, Избранный Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, блистательный творениями, первыми в бесконечности, ликует сердце его вместе с Ка его на престоле, подобно Амону-Ра в вечности».Надпись на груди и между лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель».Надпись перед лапами сфинкса: « Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Амен, властитель Фив, Амоном-Ра».

История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

В начале 19 века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и Санкт-Петербург. В Павловске появляется Египетский вестибюль, в Царском Селе — Египетская пирамида, а в самом городе — Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Сменялись годы, века, тысячелетия, и время было не властно над ними. Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.

Раскопки храма Аменхотепа III. Гравюра Дж. Бономи, фрагмент.

Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России. Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж. Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.

Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита. И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.

Набережная Невы у Академии художеств Рис. М.Н. Воробьев (1835 год)

Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…

Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин. …лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать

Многие поэты посвящали им стихи:Волшба ли белой ночи приманилаВас маревом в полон полярных див,Два зверя-дива из стовратых Фив?Вас бледная ль Изида полонила?Какая тайна вам окаменилаЖестоких уст смеющийся извив?Полночных волн немолкнувший разливВам радостней ли звезд святого Нила?» Вячеслав ИвановГлаза в глаза вперив, безмолвны,Исполнены святой тоски,Они как будто слышат волныИной, торжественной реки.Для них, детей тысячелетий,Лишь сон виденье этих мест…» В. ВрюсовДа и в наше время они тоже не остаются без внимания:

Картина питерского художника Владимира Румянцева

На съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.

Восточный сфинкс после реставрации. Фото — Виктор Солкин, 2003 г.

Сколько сфинксов в Санкт-Петербурге

Бесспорно, самые древние изваяния находятся на Университетской набережной. К тому же они — «коренные жители» Египта. Однако существуют и другие сфинксы в Санкт-Петербурге. Где находятся эти удивительные скульптуры? В Питере их очень много. Они располагаются у подъездов зданий, на мостах, фасадах домов, в парках и скверах. Точного их количества не знает никто.

Самые первые изваяния были изготовлены для Строгановской дачи. В 1796 году там установили две скульптуры, выполненные из розового мрамора, а в 1908-м их перенесли во двор Строгановского дворца, который расположен на Невском проспекте, 17. Эти фигуры имеют женские лица, а их головы обвивают платки с ниспадающими концами. Головной платок, корона или священное ожерелье являются символами власти.

В конце XVIII века сфинксы появились на Свердловской набережной, но потом они бесследно исчезли. Воссоздавали их в конце пятидесятых годов XX века. Скульптуры выполнены из серого гранита. А прообразом их стали сфинксы из Строгановского дворца. Но и это еще не все скульптуры. Давайте прогуляемся по городу и посмотрим, где еще «обосновались» эти мистические существа.

Каменноостровский мост

Еще один известный в городе мост. Сфинксы в Санкт-Петербурге, как уже упоминалось, часто устанавливались у реки. Эти фигуры украсили набережную у Каменноостровского моста, на Малой Невке. Это точные копии скульптур, расположенных на Египетском мосту. Их изготовили как пробные, а потом просто бросили во дворе жилого дома. Совершенно случайно статуи обнаружили в 1971 году и украсили ими набережную Малой Невки. Однако на этом испытания многострадальных изваяний не закончились: после наводнения (1975 год) они почти полностью погрузились в воду, а позднее над ними не один раз надругались вандалы, даже оторвали корону у одного из них. Сфинксы требовали срочной реставрации.

Поврежденные произведения искусства были восстановлены в 2005 году и установлены у здания Мостотреста. На средства этой компании, кстати, и были проведены реставрационные работы. Невзирая на тот факт, что у ворот организации скульптуры были в полной безопасности, в 2010 году их возвратили на историческое место — Малую Невку. Эти статуи уникальны, потому что являются единственными пробниками (из сохранившихся), которые изготовил великий зодчий П. Соколов.

Исследования памятников

Первая работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.

Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая В. В. Струве и М. Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищенное от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И. А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп.№ 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».

Надписи на сфинксах, кроме тех, которые расположены со стороны Невы, перевёл в 1912 году В. В. Струве. Позже их изучали сначала известный советский египтолог Ю. Я. Перепёлкин, египтолог Е. В. Черезов, а затем российский египтолог В. В. Солкин. Надписи представляют полную титулатуру из пяти имён и эпитетов фараона Аменхотепа III.

История памятников и перенос их в Петербург

Один из сфинксов

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819—1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности. Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

Оба сфинкса появились в это же время на гравюре Дж. Бартона в качестве иллюстрации XVI века «Excerpta Hieroglyphica», где один из сфинксов представлен с правой стороны, так, как его зарисовал Дж. Бономи. Известно, что Бономи помогал Бартону во время подготовки издания, вышедшего в свет в Каире в 1828 году. Известна и другая зарисовка Бономи, на которой один из сфинксов лежит во время раскопок у подножия баз упавших колонн перистиля храма Аменхотепа III. Присс д’Авенн также воспроизвёл одного из сфинксов с левой стороны в «Истории египетского искусства», с подписью «Андросфинкс и криосфинкс». Маршандон де ла Файе, опубликовавший записки Присс д’Авенна после его кончины, приводит, в частности, такие строки об этих памятниках:

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж. Нестор Л’От, друг и рисовальщик в экспедиции Шампольона зафиксировал перевозку сфинкса из заупокойного храма Аменхотепа III, где он был найден. Рисунок, размером 6,8 х 19 см, приобретён в 1957 году в числе других работ художника из частной коллекции для египетского собрания Лувра, где и хранится в настоящее время. Сфинкс на рисунке помещён на платформу, которую при помощи брёвен тянут несколько десятков человек; на голове сфинкса, лишённой короны, стоит человек, руководящий процессом перемещения памятника; вся процессия движется на фоне скал западных Фив и развалин храма, скорее всего, Рамессеума.

Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу[уточнить] письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция.

В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон. Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году.

Сфинксы на набережной Робеспьера

В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.

Но со стороны Невы и тюрьмы их лица представляют собой изъеденные черепа.Сфинксы подарены родному городу М. Шемякиным в качестве памятника жертвам политических репрессий. На их пьедесталах – строки из произведений некогда опальных авторов.

Вот мы и прогулялись по городу, насчитав 14 сфинксов. Но это лишь самые известные. При желании можно найти и другие. Вот лишь пара примеров:

Фонтан возле Пулковской горы

Один из самых маленьких сфинксов на шлеме богини мудрости. Скульптура богини — на здании Российской национальной библиотеки на Невского проспекте

Университетская набережная

Египетские сфинксы в Санкт-Петербурге оказались в 1832 году. Вначале они два года стояли во дворе Академии художеств. Именно столько времени понадобилось для сооружения пристани у её стен. Свое постоянное место на набережной скульптуры заняли в 1834 году.

Каждый сфинкс, установленный здесь, довольно преклонного возраста — около 3,5 тысячи лет. Высечены фигуры из сиенита. До своего переезда в Санкт-Петербург каменные мифические существа охраняли вход в храм в Египте. Головы сфинксов — это портретное изображение фараона Аменхотепа, который являлся правителем двух царств — Нижнего и Верхнего Египта.

С ходом времени сфинксы теряли свою привлекательность и постепенно разрушались. У скульптур были отбиты подбородки, на поверхности появились подтеки и черная пленка. Специалисты стали говорить о необходимости срочной реставрации.

В начале 2002 года началась тщательная и скрупулезная работа по реставрации этих древних изваяний. Постепенно к ним стала возвращаться былая красота и изящество форм. Из-под вековых слоев грязи проступили иероглифы, выбитые на груди и между передними лапами. Ниспадающие платки стали полосатыми, ожерелья на груди засверкали после обработки полировкой. Казалось, что в процессе реставрационных работ угрюмые сфинксы молодели на глазах.

С этими фигурами связано немало интересных, порой загадочных явлений. Жители города говорят, что в течение дня сфинкс в Санкт-Петербурге (на набережной) может менять выражение лица. Спокойным и умиротворенным оно кажется утром и зловещим — к вечеру.

Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной

Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур — это еще древнеегипетские повреждения.

На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве. Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

По модели мастера П.П. Геде были вылиты бронзовые светильники и два крылатых льва, которые установили ближе к воде. В конце 19 века крылатые животные исчезли и восстановили их только в 1959 году, когда в литейной мастерской Академии художеств по модели мастера Г.Ф. Цыганкова были отлиты новые скульптуры. Авторами проекта были архитекторы И.Н. Бенуа и А.Е. Поляков. В 2007 году после реконструкции Благовещенского моста и мостовой светильники были заменены. Но в результате, фонарные столбы испортили облик пристани. После обращения петербуржцев исторический вид памятника был восстановлен.

Примечания

  1. Солкин В.В. Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы.. — Санкт-Петербург, 2005. — С. 25.
  2. Harlé D. Nestor l’Hôte, “ami et compagnon de Champollion”, (1804-1842) (фр.) // Sesto congresso internazionale di egittologia. Atti.. — 1993. — Т. II. — С. 168.
  3. Prisse d’Avennes. Histoire de l’art Egyptien, d’après les monuments, depuis les temps les plus reculées jusqu’à la fin de la domination romaine.. — Paris, 1877. — С. 32—33.
  4. Harlé D. Nestor l’Hôte, “ami et compagnon de Champollion”, (1804-1842). (фр.) // Sesto congresso internazionale di egittologia. Atti.. — Турин, 1993. — Т. II. — С. 173.
  5. В. В. Струве. «Петербургские сфинксы». — СПб., типография М. А. Александрова, 1912 г.
  6. Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. — Москва, 1969. — С. 135.
  7. Черезов Е.В. Надписи на петербургских сфинксах (рус.) // Вестник древней истории. — 1949. — № 1. — С. 92—100.
  8. Солкин В.В. Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы.. — Санкт-Петербург, 2005. — С. 26—27.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Beshenstvo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: